Первый морской порт России

Возникновение города на Двине было вызвано развитием производства на Севере, необходимостью усиления обороны северных рубежей государства, установлением регулярных внешнеторговых связей с западноевропейскими странами через Белое море и формированием единого национального внутреннего рынка. Главное назначение «новоустроенного города», как говорится в Царской грамоте, для «корабельной пристани». Именно поэтому порт у Белого моря вошел в историю России как её первенец.

Архангельск как крепость (острог) и посад (огороженное место для проживания торгово-ремесленного населения) с гостиными дворами был расположен на пятачке Двинской земли на высоком правобережном Пурнаволоцком мысе, глубоко вдававшемся в реку и запиравшим со стороны моря все проходы по многочисленным руслам в глубь страны. Болота и леса, окружавшие крепость со всех сторон, делали ее неприступной для противника.

«Сделанная без гвоздя и болта», она вызывала искреннее восхищение соотечественников и иностранцев и была для своего времени чудом деревянной строительной техники. Оснащенная 36 пушками и имеющая военный гарнизон не менее 200 стрельцов, крепость была мощным по тому времени оборонительным сооружением Беломорского Севера. До основания Петром I каменной Новодвинской крепости эта малeнькaя «деревянная крепостица» надежно охраняла город и торги в течение целого столетия.

Акватория Архангельска была обширна — вплоть до южного побережья Белого моря — и включала многочисленные стоянки для судов разных стран. С 1553 г. отсюда начались регулярные торговые и дипломатические отношения с западноевропейскими странами (главным образом с Англией и Голландией). В целом естественная гавань первого морского российского порта была очень удобной и надежно укрывала корабли от штормовых ветров со всех сторон. Редкие туманы, большое количество ясных дней в период навигации и белые ночи, обеспечивающие морякам хорошую видимость, достаточная глубина фарватера реки создавали все обходимые условия для нормального функционирования морского порта.

Архангельский порт в XVI-XVII в.в. сыграл основную роль в развитии внешней и внутренней торговли и в социально-экономическом развитии русского государства. Сотни иностранных судов швартовались у пристаней. Лесом из корабельных мачт с разноцветными флагами была покрыта Северная Двина. Между судами сновали сотни речных лодий и карбасов. В городе царила деловая обстановка, стоял многоязычный говор. В многочисленных лавках шла бойкая торговля товарами, привозимыми из 70 русских городов и из-за границы.

Порт имел огромный товарооборот и за счет таможенных сборов и монопольной торговли формировал большую часть бюджета государства. Архангельск процветал в течение почти полутора столетий, был «золотодобытчиком» Русского государства, «житницею и сокровищницею Российского Севера в Европе». Первый и единственный в то время морской порт России играл важную роль в экономическом и политическом развитии страны, в отечественной и международной торговле.

Высокой роль Архангельского порта оставалась и при Петре I, который месяцами жил в Архангельске, укрепляя обороноспособность страны и создавая государственное кораблестроение. Петром I была поставлена Новодвинская крепость – мощнейшее в то время фортификационное сооружение, были усилены сторожевая охрана порта и контроль за иностранными судами, впервые в России была создана лоцманская служба, сооружались дозорные башни и маяки.

Во время второго посещения Петром I Архангельска в мае 1694 г. со стапелей Соломбальской судоверфи был спущен на воду первый корабль русского торгового флота – 24-пушечный фрегат «Святой Апостол Павел». Первый морской порт России стал колыбелью отечественного торгового и военного флота. А Новодвинская крепость 25 июня 1701 года приняла первый бой со шведской эскадрой, который завершился первой победой России в Северной войне.

К лету 1702 года ожидали от шведов повторного нападения. Якобы для обороны Города и отпора шведам в мае 1702 года Петр I с 4 тысячами солдат, с вооружением и продовольствием, до Вологды обозами, а далее на 350 вёсельных судах двинулись к Архангельску. Однако пребывание Петра в Архангельске до августа имело первой целью провести военную подготовку, дооснащение судов и с готовностью дороги от Нюхчи на Повенец выступать из Архангельска на Ладогу. Кроме военного и корабельного дела, Петр изучал коммерческие дела — торговлю с иноземцами.

Из множества морских кораблей в Архангельске под русским флагом их было немного. Торговали в Архангельске иностранцы активно и с большой для себя выгодой, а проникновению русских купцов со своими товарами на европейские рынки препятствовали. Для исправления такой несправедливости Петр I ограничил заход в порт европейским торговым судам и стал выдавать патенты на право свободного плавания с товарами за границу русским купцам и промышленникам, а начал с Бажениных. Деловая активность портового города ещё усилилась.

С 1708 г. Архангельск стал одним из 8 губернских центров, наряду с Москвой, Киевом, Казанью.. А затем стало происходить непоправимое и необъяснимое. Петр строил Санкт-Петербург, приглашал европейских торговцев в новый порт, давал привилегии, снижал пошлины, но купцам было удобнее и выгоднее вести дела в Архангельске, где за 150 лет установились крепкие и тесные торговые связи с русскими купцами и промышленниками, сформировалась необходимая инфраструктура, отрегулирован порядок коммерческой деятельности «иноземцев» на Архангельской ярмарке, работал специализированный – Особый таможенный суд, в городе проживали целые улицы иностранцев. Добровольно торговые корабли в Санкт-Петербург так и не шли.

Тогда Петр установил, что русские купцы обязаны из своих товаров, продаваемых иностранцам, две трети привозить в Петербург и только одну треть в Архангельск. И в 1722 году издал убийственный указ, повелевающий привозить в Архангельск товаров не больше того, сколько требуется местному населению, после чего за навигацию прибыло в Архангельск из-за границы за лесом и хлебом только двадцать шесть судов. Ради строительства новой столицы на Неве был нанесен страшнейший и непоправимый удар по развитому, богатому, цветущему Городу.

В 1762 году Архангельск был уравнен в правах с Петербургом, но подняться на прежний уровень торгового оборота конечно не смог. Подъем порта начался лишь в годы континентальной блокады. С 1809 по 1812 годы, когда Архангельск был единственным портом страны, свободным от блокады, импорт возрос в два, а экспорт примерно в полтора раза. В годы Крымской войны значительно возросла роль Архангельска в военно-стратегическом отношении.

Грузооборот порта возрос до небывалых размеров в годы первой мировой войны: в 1917 г. экспорт увеличился в 9 раз, импорт в 264 раза в связи с тем, что внешняя связь страны осуществлялась только через Архангельск и Владивосток. Выросла и численность населения города до 160 тысяч человек.

В советское время начинается новый расцвет Архангельска. Город становится крупным индустриальным центром, современным международным морским и речным портом. «Всесоюзная лесопилка» через крупнейший специализированный лесной порт отправляет в десятки стран и сотни портовых городов мира «зелёное золото». Древний двинской город называют «валютным цехом» страны. Как раньше, ежегодно к его причалам из-за границы приходят сотни иностранных кораблей.

В годы Великой Отечественной войны Архангельский порт сыграл исключительно важную роль в разгрузке судов с военными грузами, приходившими с Запада. В сложнейших условиях военного времени моряки и портовики Архангельска оказали большую помощь фронту, обрабатывая суда, участвуя в плаваниях военных конвоев. Первый морской порт страны с протяженностью причалов более 40 км с 1978 г. порт перешел на круглогодичную работу, перерабатывая миллионы тонн грузов.