Северный морской путь

Открытие Северного морского пути имеет многовековую историю. На ранних этапах колонизации Сибири по западным участкам этого маршрута совершали плаванья кочи поморов. Эти отважные первопроходцы обладали уникальными практическими навыками, позволявшими совершать в экстремальных климатических условиях Севера дальние плаванья.

В XI веке русские мореплаватели вышли в моря Северного Ледовитого океана, в XII—XIII века открыли острова Вайгач, Новая Земля, а в конце XV века — острова архипелага Шпицберген, остров Медвежий. В середине XVI века поморы освоили морской путь в устье р. Оби («мангазейский морской ход»). Используя притоки сибирских рек, они перешли на Енисей и Лену. Были открыты морские пути из устья Енисея на Пясину, из устья Лены на запад — к рекам Оленек и Анабар, на восток — к рекам Яна, Индигирка и Колыма.

В 1648 году группа поморских мореходов во главе с холмогорцем Федотом Поповым и пинежаниным Семеном Дежневым обошла на кочах (небольших парусных судах) Чукотский полуостров и вышла в Тихий океан. Тем самым было доказано, что Евразия и Северная Америка — два обособленных континента. В 1686-1688 годы торговая экспедиция помора Ивана Толстоухова на трех кочах обошла морем с запада на восток Таймырский полуостров.

В 1712 году землепроходцы Меркурий Вагин (из крестьян, живших на берегу реки Ваги — притока Северной Двины) и Яков Пермяков впервые посетили Большой Ляховский остров, положив начало открытию и исследованию всей группы Новосибирских островов. Немногим больше чем за столетие русские поморы и землепроходцы прошли отдельными участками весь Северный морской путь. Высказанное ранее предположение о существовании морского пути из Европы в Тихий океан вокруг северных берегов Евразии подтвердилось.

В 1733-1743 годы в водах Северного Ледовитого океана и на его побережье работала Великая Северная экспедиция под руководством В. Беринга. За это время она прошла отдельными участками почти весь Северный морской путь, от Архангельска на западе до мыса Большой Баранов на востоке, выполнила на всем этом протяжении гидрографическую опись, составила карты.

В дальнейшем великий ученый Михаил Ломоносов выдвинул и обосновал мысль о необходимости комплексного изучения полярных морей и стран для развития торгового мореплавания и обеспечения безопасности русских владений на Дальнем Востоке.

В 1914 году в Архангельск благополучно прибыли ледокольные пароходы «Таймыр» и «Вайгач» Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана,  открывшей архипелаг Северная Земля. Уже в 1920 году в Архангельске после его освобождения от интервентов под руководством опытного мореплавателя Михаила Николаева была снаряжена Сибирская хлебная экспедиция в устья Оби и Енисея, что стало началом систематических плаваний на западном участке Северного морского пути.

Летом—осенью 1932 года экспедиция под руководством О.Ю.Шмидта и капитана В.И. Воронина на пароходе «Сибиряков» впервые прошла Северным морским путём из Архангельска до Берингова пролива за одну навигацию. Этот успех 17 декабря 1932 привел к образованию Главного управления Северного морского пути – Главсевморпуть. Крупнейшее его территориальное управление — Архангельское объединяло весь ледокольный флот страны. За несколько лет в устьях великих северных рек были построены порты, пополнилась самолетами полярная авиация, в распоряжении Главсевморпути появились постоянно действующие авиалинии: Архангельск — Дикси, Тюмень — Салехард, Якутск — Тикси, сквозными рейсами по Северному Морскому пути прошли 11 судов.

В послевоенные годы научными экспедициями был открыт огромный подводный хребет Ломоносова, хребет Менделеева, котловины Макарова, Бофорта и Нансена, работали дрейфующие станции, полярные станции и радиометцентры.

Сегодня Северный морской путь (СМП) это национальная транспортная магистраль, проходящая вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана, соединяющая европейские и дальневосточные порты, а также устья сибирских рек в единую систему. Благодаря глобальному потеплению устанавливается длительная навигация для доставки грузов из Азии в Европу, с Дальнего Востока в центральную Россию, позволяя сократить путь в сравнении с южным маршрутом через Суэцкий канал в 2-3 раза и по длине, и по времени.

Архангельск имеет все шансы стать ключевым звеном этих маршрутов. Имеются проекты строительства его глубоководного района, проект железнодорожной магистрали Белкомур. Китай готов инвестировать в строительство нового Архангельского порта не менее 4 миллиардов долларов, а международные эксперты прогнозируют транзит по СМП одной пятой части международной торговли Китая, что составляет более 1 триллиона евро в год. Транспортные компании при этом смогут зарабатывать десятки миллиардов долларов ежегодно. Если сейчас по СМП проходят порядка 30 судов, то через Суэцкий канал в год перевозят китайские грузы 18000 судов. Ввод в эксплуатацию СМП позволит обеспечить транзит более 3 тысяч судов.  Можно только представить объемы потребления топлива, воды, провизии, маттехресурсов для проходящих судов и темпы развития арктических портов России.

Не исключено, что Минтранс осмыслит перспективы и сдвинется с мертвой точки. Однако, глядя на то, как он 20 лет пытается пробить сплошную железнодорожную пробку из Сибири до Балтийских портов вместо устройства отворотки к Белому морю и перенаправления части грузов через Архангельск, надежд на это мало. Хотя элементарный расчет показывает, что проекту СМП мимо Архангельского города не пройти.

Устроив из Москвы гигантский логистический центр, куда через всю страну стекаются оптом товары со всего мира и распространяются обратно по этой же огромной территории, ближайший выход к морю и СМП имеется как раз через Архангельск, до которого от Москвы 1000 км. Для сравнения, от Москвы до Мурманска – 2000 км. Учитывая, что стоимость перевозки груза по железной дороге в 3 раза, а автотранспортом в 6 раз дороже перевозки по морю, альтернативы движению товаров с азиатских рынков в Центральную Россию через Архангельск просто не существует.

Дожить бы народам Севера до появления дееспособных отраслевых руководителей, когда колоссальные географические преимущества России начнут использоваться и Северный морской путь заработает. А Архангельск, навечно получивший исторический статус «Ворота в Арктику», не утратит свои многовековые традиции и продолжит отправлять арктические экспедиции и воспитывать полярных капитанов.