www.sevmash.ru1.jpegОАО «ПО «Севмаш» — гигант судостроительной промышленности, центр атомного судостроения России. Завод с территорией более 300 га объединяет в своей структуре более 100 подразделений, число сотрудников свыше 30 000 чел.

К 1933 году для обороны северных морских границ Советского Союза флоту был необходим кораблестроительный завод на Белом море. В 1936 году Правительством было принято решение о строительстве в районе г. Архангельска нового судостроительного завода мощностью, равной двум судостроительным заводам г. Николаева.

http://www.korabel.ru/filemanager/IMAGES/0/4/4018.jpg31 мая 1936 года Советом Труда и Обороны (СТО) было принято Постановление «О строительстве Архангельского судостроительного завода» и «Промзадания на проектирование судостроительного завода в районе Архангельска». Проектирование возглавил начальник «Проектверфи» Сафронов Тимофей Васильевич, а директором строящегося завода стал Иван Тарасович Кирилкин, один из лучших командиров в битве за индустриализацию страны, перед этим введя в строй самый большой в СССР Новокраматорский завод тяжелого машиностроения.

МЛСП 'Приразломная' на одноименном месторождении в Печорском мореС этого момента началось возведение заводских цехов, сооружались эллинги и доки, прокладывались дороги. В строительстве приняли участие тысячи людей Северного края. Директивный срок закладки первого корабля (линкора) правительство определило 1938 годом. И с 1939 года по настоящее время на «Севмаше» построено 45 боевых надводных кораблей, 163 подводные лодки, из них 128 атомные.

File:Typhoon3.jpgНачиная с общежития первостроителей на борту парохода «Иван Каляев», прибывшего 1 июля 1936 года на берег Никольского устья в районе древнего Николо-Корельского монастыря, начал  отстраиваться поселок «Судострой», в 1938 году ставший Молотовском, а в 1957 году переименованный в Северодвинск. В настоящее время город Северодвинск с населением почти в 200 тысяч человек, является вторым после Архангельска по численности населения в Архангельской области.

Предприятие ведёт успешное строительство российских военных кораблей и атомных подводных лодок, осуществляет ремонт крупных надводных кораблей для РФ и других стран (Индия, Китай, Вьетнам), активно участвует в проектах по созданию российской морской техники, российской нефтегазовой индустрии. Предприятие располагает крупнейшими в России стапельными местами в крытых эллингах общей площадью более 100 000 м 2, позволяющими возводить суда размерами свыше 9-этажного 6-подъездного дома. Возможности стапелей позволяют предприятию строить суда с шириной корпуса до 38 метров дедвейтом до 100 тысяч тонн, а различные плавучие технические сооружения и морские нефтедобывающие платформы достигают по длине и ширине 126 и высоты 100 метров. Вес конструкций достигает 85 тысяч тонн.

С 1990 года предприятием построено более сотни военных и гражданских судов различного класса и назначения (подводные лодки, авианосец, буксиры, мини-балкеры, понтоны, баржи, гигантские яхты) для иностранных заказчиков, крупнотоннажные средства по добыче нефтегазовых ископаемых на шельфе Северного Ледовитого Океана для предприятий нефтегазового российского комплекса.

http://www.sevmash.ru/rus/templates/sevmash/img/panorama3.jpg